Жители Бурятии хотят, чтобы в конкурсах «Алтарганы» участвовали не только артисты и спортсмены, но и сельчане

Организаторам национального фестиваля «Алтаргана-2016» продолжают поступать заявки от жителей республики.

В республиканский информационный центр Министерства культуры РБ продолжают поступать предложения от неравнодушных жителей Бурятии. Судьба предстоящего праздника так волнует жителей республики, что некоторые из них приезжают из далеких деревень. Например, Борис Тарбаев и Санжай-Ханда Дармаева приехали из села Санага Заменского района. По их признаниям, они не раз принимали участие в фестивале, поэтому знают все плюсы и минусы. Борис Владимирович Тарбаев предлагает расширить темы в конкурсе «Один день бурята».

– Один день бурята надо пересмотреть, – говорит он. – Повторов у коллективов много очень, все показываем традиции, обряды – уже у всех одно и то же, повторяться неохота. Обычно все коллективы играют Тоонто тайлга при рождении младенца, милаан – год ребенку, агнуури- охота и түрэ хуримай заншалнууд — обряды, связанные со свадьбой.

Борис Тарбаев отмечает, что у этих обрядов названия вроде бы разные, но все, в любом случае, заканчивается одинаково. Все сводится к песням, үреэлам (благопожеланием)как любой найр наадан (праздник)и заканчивается ёхором.

–Иногда так бывает, что когда коллективы начинают что-то вносить другое интересное, жюри считает это “не в тему”, ненужным и сбавляет баллы – добавляет Борис Тарбаев.

Борис Владимирович работает художественным руководителем Дома культуры в Санаге, и, по его словам, найти режиссеров, которые согласились бы ставить сцены бурятских обрядов,очень сложно. А если самим решиться поставить сцену обряда, то и книг, где описываются ритуалы, не найдешь.

– В основном нам попадаются научные книги, – сетует санагинский худрук.

Скотоводы должны участвовать

Борис Тарбаев предлагает внести в Положение конкурса «Один день бурята» тему, посвященную пяти видам номадных животных: корове, лошади, овце, козе и верблюду.

– В 2008 году я у себя делал программу «Табанхушуу мал», – говорит Тарбаев. – Я предлагаю обновить тематику конкурса “Один день бурята” этой богатейшей темой, добавить, связанное с темой малчин-скотоводов. А так как мы – потомки малчинов, то все наше устное народное творчество можно сказать на этом и зиждется. Материалов по этой теме множество. Можно и отдельно конкурс объявить и назвать – «Табан эрдэни»,«Табан баялиг», «Буряад малшанай табан баялиг».

С ним также согласна и его землячка – Санжай-Ханда Дармаева, поэтесса из Санаги.

– Сколько всего тем можно придумать, связанных с лошадью, – добавляет к сказанному Тарбаевым, Санжай-Ханда Долгоржаповна. – Начиная с сэргэ-коновязи, блюд из конины,мориной соло (ода коню), мориной хатар (танец коня), морин тухай дуунууд (песни о коне).

Как говорит Санжай-Ханда Дармаева, людям будет интересно увидеть, как правильно запрягают коня, какую упряжь при этом используют.

— Мы у себя делали конкурс по плетению кнутов, вожжей, узлов кочевника – говорит она.– И одним из драгоценных знаний настоящего мужчины-бурята– должно было быть украшение седел и уздечек.

Для особо пытливых, закаменцы предлагают устроить выставку, где можно выставить все предметы, связанные с конем или другим животным. А также устроить мастер-классы для тех, кто хочет научиться виртуозно плести уздечки и так далее.

— Мне кажется, что могут найтись люди, которые с удовольствием делились бы этими знаниями с теми, кто хочет этому научиться, — говорит Санжай-Ханда Дармаева. — Например, у нас в Санаге есть такой человек. Его зовутБандеев Никита.

Немного идей добавила поэтесса и в конкурс «Дангина».

— Пусть Дангина, как будущая мать и хозяйка дома расскажет, как и сколько блюд может сделать из конины или баранины.

Конкурс на знание номадных животных, авторы идеи предлагают связать с конкурсами фермеров и провести его не в здании, а на открытом воздухе.

–Как прекрасно было на празднике хонгодоров, когда все проходило на воздухе! Думаю, кто там был, все со мной согласятся, – говорит Борис Тарбаев.

Также по задумке закаменцев, часть праздника «Алтаргана» должна быть посвящена настоящим скотоводам – малшанай hайндэр(праздник скотоводов).

– Чтобы чабаны, табунщики могли где-то собраться, поделиться опытом, а может и посоревноваться в чем-то. Министерство сельского хозяйства к этому должно подключиться, – отмечает Санжай-Ханда Дармаева.

Не только для артистов и спортсменов

Поэтесса Санжай-Ханда Дармаева также рекомендует организаторам обратить внимание на простых сельчан и дать им возможность принять участие в конкурсах.

–Сегодня ситуация такова, что постепенно фестиваль превратился в конкурс людей культуры и спорта – конкурс артистов и спортсменов. Посудите сами, конкурсы улигершинов, народной песни, фольклорных коллективов, красавиц, современной песни и так далее. Получается, что люди, живущие в деревнях, совсем не участвуют в конкурсах, они могут быть только зрителями. А так неинтересно, поэтому большинство и не интересуются  этим конкурсом. То, что для них ничего нет –это не совсем правильно.